Документ предоставлен КонсультантПлюс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
ПРИКАЗ
от 29 марта 2018 г. N 91
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА
И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, утвержденным Президентом Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N Пр-1069, и в целях реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по противодействию распространения идеологии терроризма в молодежной среде в субъектах Российской Федерации (Приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления молодежных проектов и программ.
И.о. руководителя
Р.А.КАМАЕВ
Утверждены
приказом Федерального
агентства по делам молодежи
от 29 марта 2018 г. N 91
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА
И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью совершенствования работы по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013 г. N Пр-1069, в части работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих государственную молодежную политику, а также Системой показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих государственную молодежную политику, утвержденной приказом Федерального агентства по делам молодежи от 21 марта 2016 г. N 54.
2. Цели и задачи
2.1. Цель данных методических рекомендаций - создание эффективной системы профилактики распространения идеологии терроризма в молодежной среде и защиты молодежи от вовлечения в террористическую деятельность.
2.2. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- создание сообществ молодых людей, осуществляющих общественную работу по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма, формированию российской идентичности и воспитанию толерантного отношения к представителям национальных и конфессиональных меньшинств;
- проведение комплекса мероприятий по формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в различных ее проявлениях, в том числе религиозно-политического экстремизма;
- создание и задействование механизмов защиты информационного пространства Российской Федерации от проникновения в него любых идей, оправдывающих террористическую и экстремистскую деятельность;
- формирование и совершенствование законодательных, нормативных, организационных и иных механизмов, способствующих эффективной реализации мероприятий по противодействию распространения идеологии терроризма и экстремизма;
- привлечение научного, экспертного и делового сообществ к участию в работе по выработке мер по противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма;
- создание системы наставничества и социального сопровождения детей и молодежи, попавших под влияние идеологии терроризма и экстремизма;
- формирование социально значимых и интегративных ценностей молодежи;
- информационно-просветительская работа среди молодежи, способствующая предупреждению действий, нарушающих права и законные интересы других лиц.
2.3. Целевая аудитория - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории Российской Федерации;
2.4. В целях более эффективной работы рекомендуется осуществлять деятельность с разделением молодежи по следующим возрастным категориям:
- Молодые люди от 14 до 17 лет - учащиеся образовательных организаций среднего и среднего профессионального образования;
- Молодые люди от 18 до 23 лет - учащиеся образовательных организаций высшего образования;
- Молодые люди от 24 до 30 лет - работающая молодежь.
3. Нормативная правовая база
В настоящий момент работа по противодействию распространения идеологии терроризма в молодежной среде (далее - Направление) в Российской Федерации осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
3.1. Законы Российской Федерации:
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму";
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности".
3.2. Указы Президента:
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
- Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2012 г. N 776 "О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям";
- Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму";
- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
3.3. Акты Правительства Российской Федерации:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти" руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. N 425 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. N 352 "О мерах по реализации Федерального закона "О противодействии терроризму";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р "Об Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
3.4. Федеральные целевые программы и стратегии:
- Государственная программа "Реализация государственной национальной политики", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1532;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666;
- Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 г. N 2753;
- Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013 г. N Пр-1069 с изменениями и дополнениями от 5 октября 2016 г. N Пр-1960 (далее - Комплексный план);
- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.
3.5. При организации деятельности по Направлению рекомендуется руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
- Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 февраля 2014 г. N 1776/14 (разработаны Национальным антитеррористическим комитетом (далее - НАК) в 2013 году);
- Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий, утвержденные приказом Минрегиона России от 14 октября 2013 г. N 444;
- Методические рекомендации по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику, утвержденные приказом Росмолодежи от 13 мая 2016 г. N 167;
- Профилактика распространения идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде. Методическое пособие/Сост.: Л.Ф. Кихтенко, Р.С. Койбаев. - Ставрополь; СКИРО ПК и ПРО. - 2016, - 58 с.;
- Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде. Методические рекомендации/Петрозаводск 2015 г.
4. Используемая терминология
4.1. В настоящих методических рекомендациях используются следующие термины:
- межконфессиональный диалог - взаимодействие между представителями различных конфессий, основанное на принципах взаимоуважения, толерантности и веротерпимости;
- межкультурный диалог - развивающийся, протекающий в рамках взаимного уважения процесс интерактивного обмена между индивидуумами, группами и организациями с различными культурными корнями и мировоззрениями;
- межнациональный диалог - взаимодействие двух и более национальных культур, основанное на принципах взаимоуважения, толерантности и веротерпимости ради совместного решения общих проблем и взаимного культурного обогащения;
- молодые граждане (молодежь) - граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет включительно;
- терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (в редакции Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму");
- террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (в редакции Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму");
- террористическая деятельность - деятельность лиц и организаций по организации, планированию, подготовке, финансированию и реализации террористического акта; подстрекательству к нему; организации незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовке, вооружению, обучению и использованию террористов; информационному или иному пособничеству в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганде идей терроризма, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности (в редакции Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму");
- центр общественного согласия - государственное бюджетное учреждение, обеспечивающее создание общественного согласия с помощью работы с формальными и неформальными общественными объединениями по четырем основным направлениям: нормативно-правовое, создание институтов взаимодействия общества и государства, конструирование пространств работы с молодежью и создание новых ценностных сообществ;
- экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (в редакции от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").
5. Институты государственной молодежной политики
в сфере реализации Направления
5.1. В целях организации устойчивой и продуктивной работы по противодействию распространения идеологии терроризма в молодежной среде в субъектах Российской Федерации необходимо формирование институтов государственной молодежной политики в сфере реализации Направления.
5.2. Рекомендуется развивать межведомственное взаимодействие по реализации государственной молодежной политики по Направлению путем:
- создания общественных советов и межведомственных комиссий (далее - МВК);
- проведения совместно с другими органами исполнительной власти Российской Федерации рабочих совещаний по реализации противодействия идеологии терроризма;
- формирования и реализации региональных и муниципальных программ противодействия распространению идеологии терроризма.
5.2.1. МВК и общественные советы по Направлению являются совещательными и консультативными органами, которые создаются с целью обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций.
5.2.2. Основными задачами МВК являются:
- рассмотрение концептуальных основ, целей и задач по реализации противодействия идеологии терроризма;
- определение способов, форм и этапов ее реализации в субъекте;
- обсуждение практики реализации противодействия идеологии терроризма;
- обеспечение взаимодействия органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам реализации противодействия идеологии терроризма.
5.3. Приоритетными вопросами для рассмотрения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, МВК и общественного совета при высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации являются:
- разработка и реализация мер, направленных на противодействие терроризму;
- проведение социологических исследований для изучения общественного мнения в области противодействия терроризму и разработка рекомендаций для НАК;
- содействие организации и проведению совместных национально-культурных мероприятий, направленных на укрепление дружбы между представителями народов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации;
- рассмотрение концептуальных основ, целей и задач по противодействию идеологии терроризма в Российской Федерации, определение способов, форм и этапов ее реализации;
- обсуждение практики реализации по противодействию идеологии терроризма в субъекте Российской Федерации;
- подготовка предложений высшему должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по реализации противодействия идеологии терроризма;
- обеспечение взаимодействия органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных отношений.
5.4. Рекомендуется создание Центров общественного согласия с представительствами в каждом муниципальном образовании субъекта Российской Федерации. Цель - обеспечение конструктивной коммуникации между государством и инициативными общественными организациями для решения вопросов общественной безопасности в том числе и по профилактике экстремизма среди молодежи.
5.5. Для эффективного обеспечения государственной молодежной политики в сфере реализации Направления органам исполнительной власти, реализующим государственную молодежную политику в субъектах Российской Федерации, рекомендуется:
- иметь/создавать профильные учреждения, подведомственные органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующему государственную молодежную политику;
- принять государственные программы и подпрограммы субъекта Российской Федерации по реализации Направления;
- развивать общественные структуры при органах местного самоуправления в рамках Направления;
- организовать работу с координатором Комплексного плана в федеральном органе исполнительной власти, реализующем государственную молодежную политику;
- вести рейтинг реализации молодежной политики/работы с молодежью по Направлению в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации;
- иметь/создавать региональный реестр общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой в рамках Направления;
- вести перечень организаций в рамках Направления, не входящих в региональный реестр общественных объединений и пользующихся государственной поддержкой.
6. Инфраструктура государственной молодежной политики
6.1. Одним из инструментов реализации государственной молодежной политики по Направлению являются региональные учреждения и ресурсные центры. Главной целью ресурсных центров является координация деятельности молодежи и создание условий для более полного включения молодых людей в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
6.2. В целях успешной реализации государственной молодежной политики по Направлению рекомендуется создание следующей инфраструктуры:
1) этнокультурные центры;
2) помещения для проведения мероприятий (лофты);
3) центры социально-психологической помощи молодежи;
4) молодежные клубы;
5) объекты спортивной инфраструктуры в непосредственной близости от места проживания молодых людей;
6) центры общественного согласия;
7) иные учреждения органов по делам молодежи.
7. Мероприятия по реализации государственной
молодежной политики по Направлению
7.1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующим государственную молодежную политику, и органам местного самоуправления рекомендуется использовать следующие форматы проведения мероприятий;
- акция - мероприятие, направленное на привлечение внимания людей к проблеме терроризма и повышение внимательности людей при нахождении в общественных местах;
- воркшоп (или "мастерская") - вариант практического мероприятия, мастер-класса, в рамках которого участники совместно работают над решением задачи противодействия идеологии экстремизма и терроризма, узнают новые технологии, работают совместно. В рамках мероприятия могут проходить мозговые штурмы, форсайт-сессии, обучающие тренинги;
- выставка - мероприятие, в котором организации принимают непосредственное прямое участие, с арендой стенда для работы на нем собственного или приглашенного персонала. В рамках выставки могут проходить конференции, семинары, мастер-классы, деловые протокольные мероприятия (посещения официальных лиц, церемонии официального открытия и закрытия выставки, церемонии награждения участников выставок), вечерние развлекательные программы;
- деловая встреча - организуется для обмена опытом, идеями, обучения новым навыкам, установления новых контактов в сфере реализации Направления;
- квест - интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении логических заданий, посвященных предотвращению совершения террористического акта или симуляции поведения граждан во время его совершения;
- тематические конкурсы по антитеррористической тематике - соревнование нескольких лиц или коллективов в области искусства, творчества, науки и других сфер деятельности с целью выявить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Конкурс может проходить в несколько этапов (как правило, отборочный, основной и финальный);
- конференция - мероприятие с организацией серии выступлений докладчиков по тематике Направления. Цель конференции - обсуждение существующих в реализации государственной политики по Направлению проблем и существующего опыта и практик. Конференция может быть как в очном формате, так в формате аудио- или видеоконференций, проводящихся на расстоянии;
- круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения вопросов по Направлению, подразумевающая обмен мнениями между всеми участниками. На круглые столы приглашаются лица, способные дать объективную оценку происходящим событиям;
- публичная лекция - устная речь, обращенная к многочисленной аудитории, направленная на убеждение, формирование или упрочение в сознании слушателей антитеррористических установок;
- семинар - представляет собой интерактивное практическое учебное мероприятие, направленное на обсуждение участниками тематических сообщений, докладов, рефератов и прочих работ по тематике Направления;
- фестивали и культурно-просветительские мероприятия - широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-либо видов искусства (музыкальный, театральный, кинематографический фестиваль, фестиваль искусств, культурный фестиваль);
- форум - мероприятие, проводимое для обозначения или решения проблем по Направлению, включающее проведение комплекса образовательных мероприятий;
- этнотуристическая экспедиция - организованная автобусная, велосипедная или пешая образовательно-ознакомительная коллективная экскурсия, пролегающая через территории с проживанием различных этнических и конфессиональных групп населения Российской Федерации и включающая посещение мест, насыщенных этнокультурным содержанием.
8. Партнеры по реализации Комплексного плана
8.1. Рекомендуется привлекать к работе в рамках Направления следующие организации:
- федеральные органы исполнительной власти (Федеральное агентство по делам молодежи, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство высшего образования и науки Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации);
- антитерростические комиссии субъектов Российской Федерации;
- органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- органы молодежного самоуправления;
- общественные объединения;
- некоммерческие организации;
- коммерческие организации.
8.2. Роль партнера заключается в:
- организационной поддержке - содействия в организации и проведении мероприятий с помощью использования административных и мобилизационных ресурсов партнера;
- материальной поддержке - софинансирования создания и поддержания инфраструктуры мероприятий;
- информационной поддержке - распространение информации о мероприятиях по Направлению в подведомственных средствах массовой информации (далее - СМИ) и интернет-ресурсах;
- последующей работе с участниками мероприятий, проводимых в рамках Направления.
9. Информационное обеспечение мероприятий
9.1. При реализации мероприятий рекомендуется взаимодействовать со СМИ:
- вести информационную работу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (в том числе особое внимание уделить работе в социальных сетях);
- освещать информацию о региональных, межрегиональных федеральных мероприятиях в региональных печатных и электронных СМИ;
- создать раздел на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующего государственную молодежную политику, с информацией о Комплексном плане.
9.2. Рекомендуется работать с автоматизированной информационной системой "Молодежь России" (ais.fadm.gov.ru) для регистрации мероприятий в рамках Комплексного плана, набора и отбора участников мероприятия, а также сопровождения участников после мероприятий.
9.3. Освещать анонсы мероприятий в разделе "Региональные анонсы" на сайте Федерального агентства по делам молодежи.
10. Ожидаемые результаты деятельности
10.1. Основными результатами выполнения методических рекомендаций должны стать исчезновение социальных конфликтов, основанных на межнациональной и межрелигиозной почве, укрепление общероссийской гражданской идентичности и организация комфортных условий для этнокультурного развития многонационального народа Российской Федерации.
10.2. Оценка эффективности реализации государственной молодежной политики по Направлению может проводиться по четырем основным группам результатов.
10.2.1. К первой группе относятся результаты, характеризующие ожидаемые улучшения в положении молодежи:
- рост уровня толерантного отношения к представителям другой национальности (по данным социологических опросов);
- укрепление межнационального согласия (по данным социологических опросов);
- рост доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации, проживающих в субъекте (по данным социологических опросов);
- снижение социальной напряженности в обществе, обусловленной снижением риска проявления экстремизма и совершения террористических актов на территории субъекта (по данным социологических опросов).
10.2.2. Вторая группа результатов будет характеризовать вклад молодежи в социокультурное развитие страны. К числу важнейших ожидаемых изменений относятся:
- повышение социальной, культурной, коммуникационной, гражданской активности молодежи (рост числа молодых людей, участвующих в мероприятиях и акциях по Направлению);
- повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи (рост количества молодежных общественных организаций в сфере национальной политики);
- снижение уровня правонарушений экстремистской направленности среди молодежи (официальная статистика).
10.2.3. Третья группа результатов характеризуется положительной динамикой изменений в работе органов местного самоуправления, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих государственную молодежную политику, в вопросах формирования российской идентичности, профилактике идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде. К числу ожидаемых изменений относятся:
- увеличение числа публикаций в СМИ с целью информированности населения о мерах, принимаемых территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами исполнительной власти субъектов, местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма;
- совершенствование форм и методов работы органов местного самоуправления по профилактике экстремизма и терроризма, проявлений национальной расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации на территории субъекта (по итогам проведения рейтинга эффективности деятельности по Направлению муниципальных образований субъекта Российской Федерации);
- недопущение создания и деятельности на территории субъекта националистических и исламистских экстремистских молодежных группировок;
- формирование единого информационного пространства для распространения на территории субъекта идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам.
10.2.4. Четвертая группа результатов определяется возникновением молодежных сообществ, устойчиво и системно осуществляющих деятельность по формированию российской идентичности, воспитанию толерантного отношения к представителям иных национальностей и конфессий, а также ведущих работу по информационному противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде.